Применение интерактивных флеш-технологий на уроках физики

Внедрение информационных технологий в процессе обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя учителю новые возможности. Цель информатизации отечественного образования — это изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях становления «новой» школы, которая призвана решать задачу подготовки молодежи к жизни в информационном обществе. Новые возможности для системы образования дает сочетание интерактива, мультимедиа и моделирования. Интеграция этих инструментов порождает новое качество в познании мира. С помощью интерактива, мультимедиа и моделирования мы получаем не описание реальности в символьных абстракциях как, например, в обычном учебнике, а более полную модель окружающего мира, которую можно характеризовать как лучшее представление об этом мире. Все это позволяет нам при совершенстве компонентов, использовать термины «виртуальная реальность» и виртуализация лабораторных работ.

Виртуализация лабораторных работ имеет целый ряд преимуществ: существует возможность непосредственно наблюдать, исследовать, экспериментально проверять правильность теоретических предположений, что значительно увеличивает эффективность урока. Можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен (например, если процесс долговременный или требующий специальных установок), можно попробовать экспериментировать и с «эффектом Доплера», и проводить разные эксперименты. Несколько слов о Flash. Одной из интенсивно развивающихся современных мультимедийных технологий является Flash-технология, которая широко используется при разработке учебных пособий и демонстраций. Эта технология развивается с 1996 года как инструмент создания интерактивной анимации для Web. Применяется для создания рекламных баннеров, анимации, игр, а также воспроизведения на веб-страницах видео- и аудиозаписей. Flash-плееры сторонних производителей:
SWF-файлы можно просматривать с помощью свободных плееров Gnash или swfdec. FLV-файлы воспроизводятся через Quicktime, Windows Media Player, другие различные проигрыватели.
Flash Player представляет собой виртуальную машину, на которой выполняется загруженный из Интернета код flash-программы. В основе анимации во Flash лежит векторный морфинг, то есть плавное «перетекание» одного ключевого кадра в другой. Это позволяет делать сложные мультипликационные сцены, задавая лишь несколько ключевых кадров. Интерактивность – возможность пользователя влиять на ход событий приложения или сценария. Мультимедийность – одновременное использование различных форм информации в программе. Технология Flash основана на использовании векторной графики в формате Shockwave Flash (SWF) разработанная компанией Macromedia, позволяющий создавать интерактивные мультимедийные приложения Flash-пособия можно изготовить для любого этапа урока. Их можно применять на этапе объяснения материала и на этапе закрепления. С помощью таких пособий можно проводить контроль усвоения материала учащимися. Программа дает возможность создавать логические обучающие игры, которые можно применять при закреплении материала. Использование интерактивных Flash-средств обучения позволяет ученикам получить практико-ориентированные знания

Применение моделей и Flash-анимации в процессе обучения обеспечивает активное восприятие нового учебного материала и повышает мотивацию к обучению, любознательность школьников. Данная технология повышает наглядность его представления и способствует более прочному усвоению учениками теоретических основ. А также позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы школьников. Флеш-технологии в учебном процессе. Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета в школе - интернате не всегда позволяло провести программные лабораторные работы. Тогда как проводить лабораторные работы, когда недостаточно оборудования? Искал пути как решить проблему и на помощь опять пришел компьютер, который позволил проводить, применяя интерактивные флеш-технологии, виртуальные лабораторные работы. Решил провести серию уроков для сравнения эффективности применения виртуальных и реальных лабораторных работ. Например, в 9 классе лабораторную работу «Изучение равноускоренного движения», проводил по группам, одна группа – реально выполняющая работу, а другая – выполняющая виртуальную лабораторную работу. В обеих группах план проведения работы одинаков:

1. Повторение теории

2. Предложите исследование вопроса: является ли движение шарика по желобу
равноускоренным? Использовать только предложенное оборудование.

3. Ход исследования: не меняя высоту наклона желоба, определяем ускорения шаров при прохождении разных расстояний, затем меняем высоту наклона желоба и снова проводим соответствующие измерения и расчеты.

4. Сравнивая полученные результаты сделать вывод. Когда сравнивал выводы групп ребят, и оказывается, что выполнявшие виртуальную работу обратили внимание на то, что при увеличении угла наклона ускорение возрастает, о чем не сказали дети, реально выполнявшие работу. И время выполнения виртуальной работы меньше времени, т.к. отчет формируется в процессе выполнения работы и ребята смогли выполнить проверочный тест по теме, на что не осталось времени у другой группы ребят.
Поэтому можно выделить преимущества проведения виртуальной лабораторной работы перед традиционной:

1. Нет необходимости собирать заново всю установку перед каждым уроком, тратить время на осмотр приборов, на укладку их на место.

2. Техника безопасности на порядок выше, чем в обычных условиях.

3. Можно за короткое время провести несколько экспериментов при разных начальных условиях, а потом обобщить результаты и сделать выводы.

4. Можно замедлить или ускорить время демонстрации. Конечно, преимущества и недостатки есть у тех и у других лабораторных работ, но в ходе опроса учащихся (через неделю после проведения лабораторных работ), оказалось, что учащиеся, требующие более четкого руководства отдают предпочтение виртуальным работам (это более «слабые» дети). А ученики со средним или высоким уровнем успеваемости готовы потратить на эксперимент больше времени, зато «прочувствовать» его. Считаю, что в школьной практике нужно вводить виртуальные работы, не заменяя реальные, а лишь дополняя их. Применяя на уроках флеш ролики, ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия, наглядно видеть результат выполнения виртуальных лабораторных работ. А также флеш ролики и флеш-лабораторные работы могут сильно сэкономить время, отводимое на объяснение темы и тем самым повысить КПД использования времени урока.

Омский государственный технический университет, ОмГТУ – крупный научно-образовательный комплекс. Он начал свою работу в 1942 году как Омский машиностроительный институт, в состав которого входило всего 2 факультета: технологический и механический. Сегодня в ОмГТУ 7 факультетов: информационных технологий и компьютерных систем; транспорта, нефти и газа; радиотехнический факультет; экономики и управления;  гуманитарного образования; элитного образования и магистратуры, а также факультет довузовской подготовки. Кроме того, в составе омского технического университета работает 5 институтов. А филиалы ОмГТУ расположены еще в трех городах России: Сургуте. Нижневартовске и Нефтеюганске.