Разработка Петербургских студентов

Петербургские студенты разрабатывают новую разновидность «жидкой» керамики, которая позволит существенно удешевить керамические коронки и печатать их на 3D-принтере, сообщает пресс-служба вуза.

Как отмечают студенты, красивая улыбка из виниров сегодня обойдется в среднем в 300 тысяч рублей, а установка одной керамической коронки  - около 20 тысяч рублей, что составляет примерно две третьих средней зарплаты жителя России. Технология, предлагаемая студентами СПбГУ позволяет снизить стоимость, сохранив качество.

Печатать коронки предлагается на стереолитографическом (SLA) 3D-принтере. Специальная фотополимерная смола облучается лазером, из-за чего вещество застывает, затем она запекается в высокотемпературной печи и становится очень прочной.

Для изготовления такой коронки предварительно нужно провести трехмерное сканирование полости рта пациента, а затем напечатать трехмерную модель на принтере и сам протез.

Стоить работа будет в несколько раз дешевле аналогов — не дороже 2000 рублей, тогда как в стоматологической поликлинике керамическая коронка стоит около 5500 рублей, изготовляться будет коронка в течение 40 минут, а обычные протезы делаются от нескольких часов до недель.

Технология 3D-печати позволит сэкономить материалы, ведь коронку или винир не надо вытачивать как обычно из бруска материала, оставляя много отходов.

Москва, 16 мая - АиФ-Москва

МОСКВА, РИА Новости. Более 70% россиян не в состоянии назвать ни одного научного достижения страны за последние десятилетия — таковы результаты социологического исследования ВЦИОМ, выполненного ко Дню российской науки. При этом как минимум десять открытий наших ученых за последние годы оставили заметный след в мировой науке.

Гравитационные волны

В августе 2017-го детектор LIGO обнаружил гравитационные волны, вызванные столкновением двух нейтронных звезд в галактике NGC 4993 созвездия Гидры. Точнейший прибор почувствовал возмущение пространства — времени, хотя его источник находился в 130 миллионах световых лет от Земли. Журнал Science назвал это главным открытием года.

Немалый вклад в него внесли физики МГУ имени М. В. Ломоносова и нижегородского Института прикладной физики РАН. Россияне подключились к поиску гравитационных волн на детекторе LIGO в 1993 году благодаря член-корреспонденту РАН Владимиру Брагинскому (ушел из жизни в марте 2016-го). LIGO впервые зафиксировал гравитационные волны (от столкновения двух черных дыр) в сентябре 2015 года.

Историки и физики разглядели прижизненный портрет Ивана Грозного

Сотрудники Исторического музея и Института космических исследований РАН при помощи мультиспектральной съемки, которая используется для изучения космоса, «проявили» единственный прижизненный портрет Ивана IV. Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного был вытиснен на переплете первопечатного «Апостола» 1564 года, — первой датированной напечатанной в России книги, — в технике гравюры на меди и оттиснут на ее верхней крышке. Однако изображение русского царя считается угасшим: вытисненное на кожаном переплете, оно со временем разгладилось: в XIX веке его было едва видно, а сейчас и вовсе невозможно различить невооруженным глазом.

Портрет Ивана Грозного на переплете подносного экземпляра «Апостола»
Ивана Фёдорова, фотосъемка в узкополосном диапазоне спектра

(длина волны 730 нм) ©А.В. Андреев, М.Н. Жижин, Е.В. Уханова, 2017

Для восстановления изображения исследователи использовали метод мультиспектральной съемки: они получили множество цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного, и под разными углами освещения. Затем снимки обработали с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллегами. «Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф», — рассказывает главный специалист Института космических исследований РАН Александр Андреев.

После обработки снимков на изображениях «проступили» очертания лица Ивана Грозного. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре «Апостола» — в знак благодарности за поддержку печатного дела от создателя книги, одного из первых книгопечатников России Ивана Федорова.

«Кто автор этого портрета, еще предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI века западную технику гравюры на меди — Феодосий Изограф, сын знаменитого живописца Дионисия», — говорит старший научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Уханова, слова которой приводятся в сообщении пресс-центра ИКИ РАН.

Российские ученые испытали новый материал для нейрокомпьютеров

РИА Новости Ученые кафедры физики твердого тела и наносистем Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ в сотрудничестве со специалистами из Института физики твёрдого тела РАН, а также Института проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН предложили новые материалы, в которых может быть реализован биполярный эффект резистивных переключений. Эти материалы могут стать основой для разработки компьютера на основе мемристоров, которые не только хранят, но и обрабатывают информацию подобно нейронам мозга человека. Результаты опубликованы в журнале Materials Letters.

Исследования этого явления сегодня ведутся во всем мире, причем как в фундаментальной области науки, так и в свете прикладных задач: биполярный эффект резистивных переключений может быть использован для создания энергонезависимых двухтерминальных ячеек памяти, а также мемристора — четвертого фундаментального элемента электроники. Мемристоры могут стать основой для нового подхода к обработке информации, — так называемого мемкомпьютинга.

Новое агрегатное состояние водорода

Об открытии нового агрегатного состояния водорода, напоминающего по своим свойствам предсказанный в теории металлический водород (высокотемпературный сверхпроводник), заявили китайские и британские физики в статье, которая была опубликована в журнале Nature.

Как напомнил специалист из университета Эдинбурга (Шотландия) Евгений Григорянц, в 30-х годах прошлого века ученые предположили, что водород (бесцветный и горючий газ или жидкость), сжатый до сверхвысоких давлений, может перейти в новую фазу, напоминающую по своим свойствам металл.

Благодаря такому "превращению", согласно расчетам физиков, простейшее вещество и первый элемент таблицы Менделеева может обладать сверхпроводящими свойствами даже при комнатных температурах, пишет РИА Новости.

Ранее ученым удавалось достичь в лучшем случае так называемой "фазы IV", в которой водород, сжатый до давления в 2,2 миллиона атмосфер, объединяется в своеобразные "листы" из шестигранников. Однако, как сказано в материале Nature, теперь ученые открыли пятую фазу водорода (повысив давление до планки в 3,2 миллиона атмосфер), которая приближает водород по своим свойствам к металлам, а не к полупроводникам, как "фаза IV".

Переход элемента в новое состояние сподвигнул специалистов на дальнейшие эксперименты, благодаря которым ученые планируют сжать новые образцы вещества до еще более высоких давлений и получить металлический водород.